Авторитарная тенденция –исторически проверенный инструмент сохранения народного единства
Юридические аспекты любой политической системы являются в значительной степени обрамлением существующего политического баланса. Любая конституция является следствием уже произошедших политических изменений. У Белоруссии и России политические системы коррелируют всё больше и больше, и это происходит даже без конституционных изменений. У нас развивается определенная авторитарная тенденция и я не считаю, что это плохо. Единственным серьезным, долгосрочным, исторически проверенным, главным инструментом сохранения народного единства, защиты его от внутренних и внешних угроз является авторитарная тенденция. Исторически у нас могли работать реально существующие демократические институты только тогда, когда сверху над ними в качестве гаранта была авторитарная модель, которая вынуждена была и сама опираться на эти демократические институты. В этой связи, главной внутренней угрозой для нас всегда была олигархическая тенденция, в которой проявляется самая главная безответственная сила в нашей истории. Олигархия способна в наших странах уничтожить все демократические тенденции. В то время как государство, хотя и может быть безответственным, но при возникновении определенных вызовов оно вынуждено в той или иной степени опираться на народ и входить с ним в соглашение. Олигарх если и входит в соглашение с народом, то может из них выйти в любое мгновение и оказаться на далёком острове. Нарастание авторитарной тенденции, опирающейся на народное большинство – очень естественный процесс в современных реалиях. Даже на Украине мы видим определенное обезъяничанье, существующее в рамках авторитарной практики, с тем отличием, что подобный авторитаризм ни на что не опирается и может существовать только в условиях усиливающейся социальной деградации.
Я думаю, что в условиях нарастания внешних и внутренних угроз нам стоит формулировать современные идеологические платформы. Главная проблема заключается в том, что старый мир, чтобы продлить себя, бросается в квазиживительные проекты. Он заявил, что строит нового человека. По факту же в информационном и идеологическом смысле происходит наше противопоставление этому квазиновому человеку человека вечного, потому что те ценности, которые мы с вами отстаиваем, на которых мы строим своё бытие, они вечные. Свобода, равенство и братство – это то, что у нас было всегда, а не то, что было придумано во Франции. Как раз «строительство» этого нового человека сегодня направлено против свободы, против равенства и против братства, нам нужно чаще об этом говорить и это подсвечивать. Если мы будем это делать, то окажется, что у нас огромное количество союзников по всему миру.